Возврат назад

Речники Коломны

История города
Коломна - город древний. Восемь с половиной веков стоит она на берегах трех рек - Москвы, Оки и Коломенки. И даже более того. На месте, которое коломенцы издавна называют "Блюдечком", еще в начале 1-го тысячелетия стояло поселение. Жили здесь угро-финны, а позже - славяне-вятичи.
Почему именно это место облюбовали для своего поселения древние люди? Из-за очень удобного, выгодного положения. Высокий мыс с двух сторон омывался реками: Коломенка впадала в Москву-реку. А реки были и в ту пору, и позже артериями жизни. Столетия Москва-река считалась основным путем, связывающим Коломну со многими русскими краями.
Река эта не велика и не сказать, чтобы мала. Берет свое начало к западу от Москвы, в лесу за городом Можайском. Начинаясь узеньким ручейком, который перешагнуть ничего не стоит, она спокойно течет долгих 502 километра и у древнего города Коломны вливается в Оку, которая, в свою очередь, отдает весь запас воды Волге.
В прошлые столетия Москва-река была полноводной и по ней плавали весь сезон. Об этом сохранилось немало свидетельств очевидцев, как наших соотечественников, так и иностранцев.
Позже, к XIX веку, из-за вырубки прибрежных лесов Москва-река сильно обмелела, и в наше время стала совсем тихой, небурной. Однако, весной преображается: со всех сторон к ее руслу устремляются журчащие ручьи, которые изменяют характер реки. Вот тогда-то по чистой, но еще большой воде суда спешили вверх по Москве-реке: надо было до наступления жарких дней, до спада воды пройти многие опасные для плавания места.
В мае 1667 года, 19-го числа, царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: "Для посылок из Астрахани в Хвалынское (Каспийское) море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове и то корабельное дело ведать в приказе Новгородской чети боярину Ордину-Нащокину, да думным дьякам Дохтурову, Голосову и Юрьеву..."
За два года здесь сделали первый русский боевой двухпалубный парусный корабль "Орел", яхту, два шлюпа и бот. Коломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.
В последующие годы верфь в Дединове продолжала действовать. Здесь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русская мера длины, равная 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тысяч пудов груза...
Шли годы, складывались в десятилетия. Хозяйство государства Российского развивалось по своим объективным законам. Совершенствовалось и судоходство. В начале XIX века на Оке и Москве-реке появились паровые самоходные суда. Однако регулярного движения еще несколько десятилетий на этих реках не было.
В начале 1857 года инициативный предприниматель гвардии капитан Г.Н. Львов в ответ на свое обращение получил разрешение организовать пароходство в бассейне рек Москвы и Оки. И 17 мая 1858 года пароход "Москва" совершил первый рейс от Москвы до Коломны. Эту дату и принято считать днем основания Московского речного пароходства и порта "Коломна".
Мощность парохода была небольшой - 30 лошадиных сил. Ходил по Москве-реке и еще один пароход - "Николай", несколько помощнее - 45 лошадиных сил. Это были буксирно-пассажирские однотрубные суда с металлическим корпусом. Они были оборудованы машинами высокого давления, которые позволяли развивать приличную скорость - до 150 верст в сутки вниз по реке и до 100 верст вверх. Они выгодно отличались и тем, что имели небольшую осадку - около 9 вершков, то есть сантиметров сорок.
Но даже и судам с такой малой осадкой со временем стало трудно преодолевать некоторые перекаты.
В городах, в том числе и расположенных неподалеку от Москвы-реки и ее притоков, развивалась промышленность - расширялись старые производства, возникали новые фабрики, заводы. По берегам хищнически вырубали леса, проводили другие работы, не задумываясь об экологических последствиях. И, как говорится, гром прогремел среди ясного неба.
Москва-река обмелела до такой степени, что во второй половине XIX века перевозки по ней практически прекратились. Тяжелые суда доходили по Оке только до устья Москвы-реки, там товары перегружали на мелкие суденышки, но и они очень часто не могли попасть в Москву, неделями ждали дождей в каком-нибудь месте с так называемой "сухой водой" (здесь вода в реке стояла на отметке 7 вершков, то есть чуть более тридцати сантиметров). На некоторых перекатах караваны поджидали сотни рабочих и табуны лошадей, и с их помощью суда удавалось перетаскивать на мелких участках. Однако получалось это не всегда, и порою владельцы продавали основательно засевшие на мели баржи на слом.
Исправить сложившееся положение подрядились французские предприниматели, создавшие "Товарищество туерного пароходства по реке Москве". Устав товарищества был Высочайше утвержден 23 января 1873 года.
На участке от Москвы до Коломны на протяжении 170 верст соорудили так называемую Москворецкую шлюзованную систему. Она состояла из шести гидроузлов, которые включали в себя деревянные плотины с поворотными фермами, шлюзы, дамбы. Последний построили у того места, где недалеко от Коломны в Москву-реку впадает ее правый приток Северка. Река вновь стала судоходной, по ней могли проходить суда с осадкой до 70 сантиметров.
Товарищество открыло туерное движение на участке от Москвы до Коломны 9 октября 1877 года. Для этого по дну реки были проложены специальные цепи и паровое судно - туер шло против течения. Цепь наматывалась на барабан, установленный на туере, который приводился в действие паровой машиной. По мере продвижения судна цепь с его кормы ложилась на дно реки.
Два года эксплуатации показали, что использование туеров на очень извилистом русле Москвы-реки было неудобно. И 5 ноября 1879 года Высочайшим разрешением товарищество было избавлено от обязанности содержать цепное пароходство.
"Товарищество туерного пароходства по реке Москве" действовало чуть более двадцати лет. Оно занималось не только перевозками, но и шлюзованием реки. Но в 1901 году товарищество потерпело убытки. В связи с этим его судопропускные сооружения перешли в ведение Московского округа путей сообщения.
Плавсредства в основном принадлежали акционерным обществам да компаниям и частным владельцам. Были среди них крупные капиталисты-пароходчики. Но около 40 процентов хозяев имели лишь по одному судну. К ним относился и Александр Васильевич Качков, который владел пассажирским пароходом "Помощник". Это судно осуществляло перевозку людей и грузов по акватории Москвы-реки и Оки в районе Коломны.
Место для пристани Качков не стал искать, оно было выбрано много десятилетий назад: ниже наплавного моста, там, где к реке выходил Москворецкий переулок. Здесь поставили небольшой дебаркадер, через который шла посадка и высадка пассажиров, загрузка и выгрузка различного груза. Территория рядом с ним представляла не очень привлекательную картину: весь берег в зарослях бурьяна, повсюду кучи мусора и здесь же в реку мутным потоком шли сливы из городских бань, расположенных недалеко от берега.
Пассажиры ожидали пароход под пятью высокими с обширной кроной вековыми деревьями. Расположившись прямо на земле, закусывали, распивали вино и водку, ожидая, когда грузчики заправят пароход дровами и водой.
Приобретя на дебаркадере проездные билеты и оформив багаж, направлялись на судно. Убедившись, что все пассажиры заняли места и работы по погрузке закончены, капитан давал гудок, и однодеечный, похожий на черепаху "Помощник", в кормовой части которого находилось приводное колесо, тихо отваливал от дебаркадера и, выбравшись на середину реки, направлялся вниз, к Оке. Пароход обслуживал пассажиров, живущих в деревнях и селах, расположенных в акватории Москвы-реки и Оки.
Так и шла жизнь на Москве-реке: тихо, размеренно, привычно устоявшись.
Закончилась навигация 1917 года. Последняя навигация судовладельца А.В. Качкова. События 25 октября (7 ноября) внесли немало изменений в жизнь пристани "Коломна".

По книге Тарханян Л.С. Кузовкин А. И. "Речники Коломны"
- Коломна, 1994 год. - 96 с., ил. 2100 экз.

 
Герб Коломны В начало страницы Вт