Возврат назад

Избрание на царство
М.Ф.Романова

История города
21 февраля 1613 года выборные от Коломны приняли участие в избрании на царство М.Ф.Романова
"..смиренный Иосиф, Коломенский и Коширский..., с Коломны Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Аврамей, Коломны города в посадьских и уездных людей место руку приложил; Коломненин Михаил Юренев, в выборным дворенина Коломны города Ивана Змеева и во всех коломничь выборных дворян, места руку приложил"

После освобождения Москвы от польских интервентов истерзанная страна нуждалась в умиротворении и единстве. Перед правительством народного ополчения стала задача восстановления государственной власти и окончательного изгнания польско-литовских и шведских интервентов из Русской земли. Поэтому организаторы второго народного ополчения Минин и Пожарский в ноябре 1612 года решили созвать представительный Земский собор для выборов государя. Были разосланы грамоты с предложением направить в Москву выборных от дворян, посадских, черносошных и дворцовых крестьян, казаков, стрельцов и других групп населения.

В январе 1613 года собрались на Земский собор члены Освященного собора (высшее духовенство) и Боярской думы, выборные представители от всех сословий. Вопрос об избрании нового царя решался в обстановке острой борьбы. Бояре пытались выдвинуть кандидата из иностранцев, и в первую очередь, польского королевича Владислава, но встретили противодействие со стороны большинства Собора. Не получили поддержки и кандидаты из старых княжеских фамилий. Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми и казаками, выдвинули кандидатуру 16-летнего Михаила Романова, сына тушинского патриарха Филарета, в миру - московского боярина Федора Никитича Романова, который в это время был в польском плену. Избрание состоялось 21 февраля 1613 года в Успенском соборе московского Кремля. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство. 1613 г. рис. А.Д.Кившенко

Михаил Федорович приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей Федору Ивановичу, сыну Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

Во время захвата поляками Москвы Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, находились в Кремле в качестве пленников. После взятия Кремля в октябре 1612 года, юный Михаил отправился с матерью в свои Костромские владения. Мать - инокиня Марфа Ивановна - проследовала прямо в Кострому, а сын остановился в вотчине матери - селе Домнине, где старостой был крестьянин Иван Сусанин.

Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему взойти на престол. Так, польско - литовский отряд, бродивший близ Костромы, искал дорогу в Домнино, чтобы убить новоизбранного царя. Дорогой поляки встретили Ивана Сусанина и попросили провести их к усадьбе Михаила. Сусанин догадался, зачем поляки ищут Михаила, и завел их в непроходимый лес. Поляки убили за это Сусанина, но скоро и сами погибли от холода и голода. Михаил немедленно уехал к матери в Ипатьевский монастырь близ Костромы, где за каменными стенами был уже в безопасности.

14 марта 1613 года в Кострому прибыло Великое посольство от Земского собора просить Михаила Федоровича на царство. Во главе посольства находился рязанский архиепископ Феодорит, келарь Троице - Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Федор Иванович Шереметьев. Посольство с крестным ходом, при огромном стечении народа, отправилось в Ипатьевский монастырь к Михаилу. В Троицком соборе послы торжественно объявили старице Марфе и Михаилу решение Земского собора. Мать сначала не соглашалась отпустить сына в Москву, ссылаясь на его молодость, крайне расстроенное состояние государства и на измены русских людей своим последним государям. Тогда послы, духовенство и народ зажгли свечи, подняли кресты и иконы, подошли к царскому месту и со слезами и рыданием стали умолять согласиться и грозить гневом Божьим за отказ. Наконец, Марфа благословила сына на царство иконой Феодоровской Божьей Матери.

Русская история в картинах (из изданий С. В. Рождественского и И. Д. Сытина).
В начало страницы