Может ли быть картинг доступным?
Возврат назад

Легенды коломенской земли

На главную страницу

Башни Коломенского Кремля:

Маринкина

Так прозывается в народе башня Круглая, или еще Маринкиа башня Коломенская. И рассказывают про Марину, или Маринку, или Марию, которая то ли спасалась в этой башне, то ли погибла. А было это, примерно, так.
В 1611(13) году, когда прах первого Лжедмитрия был выпущен из пушки, в ту сторону откуда пришел, и второго тоже побили, жена Лжедмитрия - польская панна Марина Мнишек была замурована в башне за ложь и обман. Что бы другим не повадно было. Где и умерла с тоски по воле.
А то еще бают, что "обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу".
Да может, вовсе и не было польской панночки.
А было-то это так... Московская государыня, на царство венчанная, Марина вынуждена была бежать от врагов. И пряталась в монастыре, в башне. Здесь и постриг приняла, здесь и спаслась.
Дай Бог и нам спастись!.

 

Пятницкие ворота

А то, вот еще, про Марину, что сказывают.
Говорят, что когда были убиты оба лже-Дмитрия, а третий не нашелся, бежала Марина на юг, на Дон-реку. И там нашла привет и ласку, и атамана Заруцкого с войском. Да и как не найти охочих до чужого-то.
Вместе с атаманом подошла она к Коломне и подлым обманом захватила и разграбила город. Пожгли они посады и выехали по Каширскому тракту. Их путь лежал в Рязанские земли, а оттуда на Астрахань. Везти с собой награбленное в Коломне было сложно и опасно. Поэтому часть богатств они решили схоронить верстах в двадцати пяти от города, недалеко от села Богородского, что в урочище Старцевский брод. Ценности были сложены в яму, а сверху клад прикрыли коваными створами, снятыми с ворот башни Пятницкой, и засыпали землей. А на этот схорон было наложено заклятье страшное. Да такое, что многие искали клад тот, и не нашли, а только сгинули.
Говорят, что и совсем недавно какие-то бородатые молодые люди долго бродили вокруг да около села, копали землю в овраге. Но старики только усмехались: где же это видано, что бы клад когда-нибудь кто-нибудь мог днем найти. Клады открываются счастливцам, и только ночью...

 

Застеночная

Или еще "Пыточная", до нашего времени не сохранилась. Она была разобрана в начале XIX века. В ней на протяжении трех веков содержались государственные преступники, враги великих князей и царей. Местность в Кремле у этой башни получила характерное прозвище - "Щемиловка" от слова "щемить". Тогда, вместо "сыворотки правды" использовались другие, не менее эффективные средства. По преданию, "в лютую опричнину Грозного" от массы крови, пролитой в Застеночной башне, покраснела даже вода в Москве-реке.
Представляете ?!
Да полно, так-ли уж грозен был Грозный? То количество загубленных душ, которое приписывается грозному царю, и погибших за 15 лет его правления, примерно равно числу гугенотов убитых католиками во время Варфоломеевской ночи.
А в то же время при Иване IV Васильевиче закрепилась централизация государства, были завоеваны Татарское и Астраханское царства, овладели всей Волгой, подчинили Ногайскую орду, Сибирское царство, была введена передовая огнестрельная техника, стрелецкое войско, земельная реформа, судебная и другие государственные ведомства. А это значит, что увеличивается торговля, русские люди не продаются в рабство, жизнь идет к миру и закону.

Святой Сергий Радонежский :

 

Святой источник в Колычеве

Ока у села Протопопова широкая. Поздняя осень. Над рекой гуляет злой и холодый ветер, рвет несущиеся по небу тяжелые черные облака. А по реке вниз по течению мирно плывет одинокая лодка с запоздалым путником. По крутому берегу, тяжело сгибаясь под ведрами, медленно карабкаются женщины.
Лодка свернула к берегу и из нее вышел высокий сухонький старичек в ветхой и старой рясе. Женщины от неожиданности замерли. Старец, помогая себе посохом, догнал их и поинтересовался: почему они так далеко и по такой круче ходят за водой.
Одна из них пояснила, что воды в селении нет и приходится ходить к реке. Вода здесь глубоко, а камень, что лежит под землей, близко.
Старец приподнял свой посох и несильно ударил им об землю. И звали его Сергий.
А было это, примерно, году в 1385. И вот, уже более шести веков течет из-под камня чистая как свет и холодная, до ломоты зубной, вода.
У источника сделали сруб, и ухаживали за ним. Воду использовали только для приготовления пищи и на чай. А еще эта вода целебная.
Да только в последнее время меньше ее стало. Говорят, экология, леса вырубили. Или вера наша ослабла.

Другие легенды:

 

Церковь на Оленьем Вражке

В Запрудской стороне близ урочища "Олений Вражек", а сейчас проходит улица с таким же красивым названием, в давние времена стояла церковь. Очень старая церковь, и очень красивая. Но однажды, на Русь пришли сташные и злые вороги. Всадники Батыя рыскали по окрестным селам, чтобы захватить их и разграбить. И не было помощи, и не было сил сопротивляться. В старой церкви заперлись люди и молили Бога, чтобы спас их от захватчиков, а на колокольне старый звонарь бил в колокол. Невозможно было, что бы святость веков топтали копыта "татар-нехристей". Бог услышал мольбу, разверз землю и укрыл в ней церковь вместе с людьми.
А колокола продолжали звонить. Русским звон придавал силы, врагов же убивал.
Об этом поведали Батыю. Он усмехнулся и снарядил отряд проверить сказанное. В морозный день отряд поскакал к тому месту. К своему ужасу, посланные обнаружили лишь тела своих товарищей, а откуда-то из-под земли доносился гул колоколов.
И сейчас, говорят, в тихую погоду можно услышать здесь звон колокола. Протяжный и жалобный далеко-далеко звучит медно-серебряный звон... Но услышать его может только человек праведной жизни. Только редко такое случается. То ли грехов на земле много, то ли тишину слушать не умеем. Или те кто слышит не сказывает - чтобы не сглазили мы, грешные, топотом спешки.

 

Пьяная лука

Если встать на "блюдечко", что находится за кремлем на берегу Москвы-реки, и посмотреть в сторону Бобренева, то будет видно как извивается река. Этот изгиб реки, что в виде змеи извивающейся, называется Пьяная лука.
В старые времена основной торговый поток шел по реке. Причем река Москва имела огромный товарооборот. Она соединяла Москву, Коломну, города реки Оки - Рязань и Муром, и Волги - Ярославль и Кострома, и в концах своего пути - варягов и греков.
Так вот, купеческие корабли минуя крутые изгибы-луки снижали ход и жались к берегу. А на берегу их ждали веселые и пьяные разбойнички.Так удачно лодьи подставили свои широкие бока под выстрел из лука! Лодки на воду и крючья в борта! Развернись плечо, раззудись рука! Гуляй, кто жив остался!
И гуляет Пьяная лука, веселиться. Кто до следующего корабля, а кто и дольше.А самого удалого главаря разбойной ватаги звали Бобреня.
В конце концов разбой прекратили, а Бобреня раскаявшись, основал монастырь, что стоит на вершине изгиба змеистого. Только это другая история.

 

Голутвин монастырь

Когда-то, очень давно, веков шесть назад, при устье реки Москвы, впадающей в Оку, стоял девственный лес, густой и дремучий. До Коломны, небольшого тогда городка с крепостью, не много, не мало, а верст пять. И все лесом... А в этом лесу жили люди - голыдба, т.е. сонмище людей голых. Ну, не то что бы совсем раздетых, но... Землянка, костер, вода в реке, да рыба. А вода тогда чистая была...
Да после татарского нашествия много таких было. Разбойничали, разумеется. Кто чем может, тем и промышляли. Кто кистенем, кто обманом. Одно слово голыдба.
Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, будучи в Коломне уже после Куликова поля, заметил такой непорядок и быстро нашел способ устранения безобразий.
Испросив благословения у отца Сергия Радонежского, приказал основать здесь монастырь. Первым игуменом монастыря был поставлен Григорий, ученик Сергия. Людей собрали, приодели, накормили, приставили к делу. Не согласных увещевали проповедью, а закоренелых княжескими плетьми. И мало-помалу разбой сошел на нет. А просека, прорубленная к монастырю, в те времена, называлась голутва.
Приходил сюда и сам Сергий. Оставил здесь свой деревянный посох игуменский. И этот посох долго хранился в одном из монастырских храмов при образе Сергия Радонежского. Пока не налетела сюда новая, "цивилизованная" голыдба, да не растащила все.

 

Девичья гора

От Коломны "в четырех верстах по берегу Оки находится гора, именуемая "Девичья", вышиною с боковой полуденной стороны в 8 сажен, а считая по дороге, лежащей сверху до самого низу, простирающейся от полудня к западу в двести сажен".
И известна она капищем языческим, да только мало кто помнит о том ...
В прежние времена, стародавние, было это,- еще до времени Батыя. Стояло на этой горе языческое капище. И поклонялись в нем древней славянской богине любви - Ладе. Служили той богине только девушки. Для этого выбирали самых стройных и красивых, с русыми волосами и голубыми глазами. Они приносили жертвы и пели молитвы. И никто не имел права видеть те обряды. Только избранные жрецы участвовали в них. А если кто осмеливался подглядеть, то изгонялся такой человек из деревни и нигде его не принимали, и проклятье колдовское преследовало до конца дней его.
Давно это было. И мало кто помнит об этом. Старуха одна рассказывала, да пела песню:
Благослови, мати, Ой, мати, Лада, мати, Весну закликати.

 

Девичье поле

А не грех ли идолам поклоняться? И не за тот ли грех расплата язычникам?
Да только рядом с горой девичьей находится поле Девичье.
Существует легенда, что именно на этом поле золотоордынские баскаки собирали самых красивых девушек для отправки в гаремы хана. С золотыми волосами и голубыми глазами. При этом вся окрестность наполнялась девичьими стенаниями о своей тяжелой доле.
Впрочем, всему приходит конец... И собрались однажды на этом поле полки Великого князя Дмитрия Ивановича, и разбили ханские полчища на другом поле, Куликовом.

 

Река Северка

Золотая орда слабла, раздираемая кровавыми переворотами, и раскололась надвое. Русь же, собираемая упорством и волею московских князей, крепла, усиливалась духом и верой.
И вот, золотоордынский темник Мамай, свергнув очередного подставного хана, захотел, что бы Русь платила дань как встарь, при Бату-хане. Собрал он воинов орды и повел их к Москве.
Дмитрий Иванович, великий князь Московский, своевременно узнал о Мамаевом походе. Разослал он гонцов по всем областям Великого княжества и призвал всех под стяги великокняжеские. А сбор назначен был под градом Коломным.
Перед выездом к войскам,4 августа 1380 года Дмитрий Иванович встретился с Сергием Радонежским для благословления. Преподобный не только благословил князя, но и предрёк ему победу. Зримым образом Божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске двух иноков - воинов из Троицкой обители: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное: да служит оно вам вместо шлемов!"
В это время, отзываясь на призыв великого князя, в Москву тысячами стремились ратники. Целые города вооружились в несколько дней.
Кони ржут на Москве, звенит слава по всей Земле Русской.
Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове,
  на берегу Дона знамёна стоят.
Звонит колокол вечевой в Великом Новгороде.
(Софоний Рязанец, повесть "Задонщина")
Утром 7 августа полки с распущенными знамёнами вышли из Московского Кремля в ворота Фроловские, Никольские и Константино-Еленские по трём дорогам, будучи сопровождаемы духовенством с крестами и чудотворными иконами.
14 августа на берегу Северки около села Северского коломенцы встретили великого князя, шедшего во главе войска в Коломну, где был назначен сбор главных сил русской рати, отправляющейся навстречу полчищам Мамая.
Как гласит легенда, Дмитрий Иванович на берегу Северки съел в знак вечной преданности Родине горсть освящённой земли и сплюнул с крутизны чёрную слюну, и пошла со дна реки муть тёмная. И якобы с тех самых пор и вода в Северке мутносерая.
В главных воротах Коломенского кремля - Пятницких - встретил Дмитрия Ивановича епископ Коломенский Герасим с крестом и священнослужители с иконами и пением.
15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, на Девичьем поле близ Коломны был назначен смотр русских войск: "Русские сыны заполонили поля Коломенские, так что никому невозможно обозреть их очами от множества их войска".

 

Село Никульское

Село старинное, известно с 14 века, и принадлежало оно тогда великому московскому князю Дмитрию Ивановичу.
Сюда приехал великий князь с благословением Сергия Радонежского на битву с Мамаем, и здесь его уже ждали воеводы сборного русского войска. Отсюда Дмитрий Иванович отправился в Коломну, где уже было собрано войско. Сюда же он вернулся с победой с Куликова поля и сюда же привезли воинов раненых в битве. А те кто умер в дороге были похоронены здесь, и до сих пор они покоятся в курганах, возвышающихся рядом с селом.
В одном из курганов лежит знаменитый коломенский воевода Николай Васильевич Вельяминов, по прозвищу Микула.

 

Москва-река и гнев народный

Сейчас нет той воды в реке, что была по весне в прежние-то времена. Не те стали реки. Как будто и воды много, а течет не в пример медленнее. Застаивается, грязи много, мути.
Вот уж в прежние-то времена... Река быстрая, а вода чистая. Раки водились. А раки где попало, не живут.
Весной Москва-река разливалась так, что берегов не видно было. От дома к дому сельчане добирались только на лодках-плоскодонках.
И было на нашей реке чудо одно...
Разольется река, выйдет из берегов и несет льдины и деревья вниз, в Оку. Но в какой-то момент вода останавливается и идет назад. Видно как мощная волна поднимается по Москве реке. Бывало, даже доходила волна до Бронниц. А это, посчитай, вест сто будет.
А дед мой объяснял это так.
В 15 верстах от Коломны у села Ачкасова находилось поместье князя Черкасского. И в том поместье был староста - немец. Да такой злющий, что не приведи Господь. Бывало, идет по деревне - так собаки и петухи замолкают. Долго крестьяне терпели его, но однажды не выдержали и пожаловались помещику. А помещику что, обругал их дурнями и укатил в Москву на балы разные.
А староста тот еще злее стал. Не выдержали крестьяне и, однажды, убили старосту. Сожгли и его особняк.
Помещик же, узнав о таком неповиновении, выпросил у генерал-губернатора уланов и примчал в поместье.
Когда крестьяне по его требованию собрались на лугу возле барского дома, он приказал уланам рубить крестьян саблями. Крестьяне бросились бежать. Но их загоняли в реку и рубили, рубили.
Никому не удалось спастись, все утонули в холодной весенней воде.
И с тех пор каждую весну встают замученные крестьяне и идут вверх по руслу реки в Москву с жалобой на князя. Впереди них валом катится вода и несет обратно запоздалые льдины. В конце концов силы покидают несчастных, и они возвращаются к своим могилам. Волна спадает, и все возвращается на круги своя.
А теперь-то такого не увидишь... И вода не та, да и жаловаться не на кого и не кому. Нет ни князя того, ни царя. Другая жизнь...

 

Щурово

Данная местность расположена за Окой и вошла в состав Коломны относительно недавно - в 1959 году.
Народное предание говорит, что давным-давно на этом месте шумел огромный, труднопроходимый лес. И когда усталые путники выходили на светлый берег Оки, яркое солнце слепило им глаза и они вынуждены были щуриться; отсюда и название - Щурово.
А то еще говорят, что в Щурове жили пращуры - щуры - так, мол, и прижилось.
Да и сейчас там щурятся. Только теперь от цемента, что из трубы большой сыплется. Видно, судьба...

 

А "кто может Окиян-море выпить, тот может и меня, раба Божия Александра осудить и оговорить"...
Предыдущая статья Шкала истории В начало страницы План места следующая статья