Возврат назад

Березняк Александр Яковлевич

На главную страницу

Главный конструктор опытного конструкторного бюро

 

Родился в селе Бояркино под Коломной в семье земского агронома. До сих пор сохранился домик (ул.Шкшольная, д. 17), где в детстве жил будущий авиаконструктор и создатель ракет.

В 16 лет освоил профессию слесаря на стройке в Москве. В 1931 г. перешёл на завод авиационных винтов, откуда через год был направлен на учение в Московский авиационный институт. В 1938г. закончил его с отличием.

И - беспримерный случай: было решено по проекту студента построить самолёт, чтобы установить мировой рекорд скорости. Но понадобился не один год, чтобы воплотить эту мысль и придти к решению использования жидкостного ракетного двигателя в ОКБ профессора В.Ф. Больховитинова поддержка нашлась в лице начальника бригады двигателей Алексея Михайловича Исаева.

Работу подтолкнула Великая Отечественная война. Через месяц и десять дней был построен первый советский самолёт без винта. Ему дали имя - БИ, в честь конструкторов-создателей Березняка и Исаева.

15 мая 1942г. под Свердловском лётчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи совершил первый полёт на первом советском реактивном самолёте (!). Это была историческая дата и звёздный час двух друзей, двух конструкторов.

После войны Березняк занимался вопросами преодоления скорости звука.

В 50-е годы А.Я. Березняк создал крылатую ракетную систему К-10 для борьбы с надводными кораблями и береговыми объектами. Ею же были оснащены ракетоносцы Ту-16.

1957 год Березняк - главный конструктор опытного конструкторного бюро (ОКБ).

За большие заслуги доктор технических наук А.Я. Березняк был награждён тремя орденами и пятью медалями, было присвоено звание "Заслуженный деятель науки техники РСФСР".

На Памире в честь выдающегося конструктора одна из труднодоступных вершин носит название "Пик Березняка". В г.Дубне, где он работал и жил послкдние семнадцать лет, его имя носит одна из улиц.


 
В начало страницы