Игорь Черкасский  |  Скачать Каракат Бесик Жыры mp3 бесплатно
Возврат назад

Небесный покровитель
города

На главную страницу

Портрет митрополита Филарета Уроженец Коломны - митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем истории Русской Церкви XIX столетия. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека, а авторитет к концу жизни был таков, что современники именовали его Митрополитом Всероссийским, "природным Патриархом" Русской Церкви.
Его любили простые люди, к его мудрому слову прислушивались и цари, и поэт Александр Пушкин, его молитва звучит и по ныне.

"Возрастает вера - возрастает государство, процветает вера - процветает государство, преуспевает вера - преуспевает просвещение. Не то ложное ложное просвещение западных нынешних мудрователей, которые, закрыв лицо свое от Солнца правды - Иисуса Христа, ищут свет во тьме,но просвещение истинное, исходящее свыше от отца Светаи приемлемое верою в Единородного Сына Его. Тверда вера - твердо царство, колеблется вера - колеблется и царств, иссякает вера - иссякаютисточники благоденствия народа, исчезает вера - исчезает и царство..."

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (1782-1867) (в миру Дроздов Василий Михайлович) родился 26 декабря 1782 года в Коломне в семье диакона Успенского собора. Его детство и юность прошли в нашем городе. Он жил с родителями в доме у церкви святой Троицы в Ямской слободе (ныне улица Толстикова).
Первые детские годы, до поступления в духовную школу, проведены были Василием Дроздовым на попечении дедушки - священника Василия Афанасиевича и бабушки Домники Прокопиевны. Простые, но искренно благочестивые дедушка и бабушка всемерно заботились о воспитании внука, и каждый по-своему вносил в его душу что-то доброе и возвышенное.
Учился будущий святитель блестяще, сначала в Коломенской, а затем, с 1800 года в Троицкой Лаврской семинарии, где по окончании (1803) был оставлен преподавателем. Здесь, под покровом преподобного Сергия Радонежского, он решил посвятить всю свою жизнь служению Богу и ближним, поэтому в 1808 г., 16 ноября, принял монашество с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого.
В сердце иеродиакона Филарета зрело желание стать "гробовым " священиком у раки преподобного Сергия. Однако, вскоре Господь призвал его к архиерейскому служению. В 1817 году он был рукоположен во епископа, а в 1826 году стал Митрополитом Московским и Коломенским. Как справедливо указывает прот. Г.Фроловский, архимадрит Филарет выдвинулся, прежде всего, своим усердием и отличием в проповедании слова Божия, своими назидательными и красноречивыми поучениями об истинах веры. И в течение 40 лет, занимая эту кафедру, был фактически всероссийским архипастырем.
Портрет митрополита Филарета Весьма интенсивной была в годы пребывания в Петербурге учебно-педагогическая деятельность архимандрита Филарета. За несколько лет ему пришлось прочесть и обработать почти полный курс богословских наук. Замечательные дарования святого проявились в его блестящих проповедях и вдохновенных молитвах. Благодаря им современники называли святителя "московским Златоустом". Тогда же вышли три первые его книги: "Начертание церковно-библейской истории", " Записки на книгу Бытия" и "Опыт объяснения псалма 67".
В августе 1814 года последовал указ Императора Александра I Святейшему Синоду об установлении 25 декабря благодарственного празднества за избавление Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык. Митрополит Амвросий поручил архимандриту Филарету составить особый чин молебствия в этот день. К 1815 году чин был утвержден и разослан по церквям для совершения по нему молебствия в день Рождества Христова.
В 1817 году архимандрит Филарет был хиротонисован во епископа, а с 1821 года, после смены нескольких кафедр, утвердился, уже в сане архиепископа, на Московской кафедре, которую и возглавлял до конца жизни.
События войны с Наполеоном вместе с победой дали России и большое количество западных мистических сект и масонских лож. Император Александр I и, даже обер-прокурор Синода, князь А.Н.Голицин разделяли стремление общества найти истину в каком-то отвлеченном христианстве без Церкви и догматов. В 1817 году, пусть и не надолго, возобновилось издание журнала "Сионский вестник", в котором широко распространялись сочинения западных мистиков.
Несомненно, эпоха оставила свой след на душевном и мыслительном складе Филарета, но при этом он оставался церковно твердым и внутренне чуждым этому мистическому возбуждению. Благоговея перед тайнами Божиими, он отличал от них и отвергал мечтательно-мистические парения.
Святитель Филарет прославился как выдающийся ученый, первым в истории России удостоенный звания доктора богословия. Благодаря его трудам Библия была переведена на русский язык, и этим переводом наш народ пользуется уже более 100 лет. С делом перевода Священного Писания на русский язык митрополит связал всю свою жизнь, разработав принципы перевода и став одним из переводчиков, редактором и главным защитником самой идеи Русской Библии. Основанное в 1812 году с целью распространения Священного писания Библейское общество просуществовало до 1826 года, когда было закрыто как превратившееся в орудие внеконфессиональной мистической пропаганды. За это время на русском языке были изданы отдельные книги Ветхого Завета и весь Новый Завет, причем митрополитом Филаретом было переведено Евангелие от Иоанна и составлены общие правила для перевода.
В начале царствования Императора Николая I, 22 августа 1826 года, архиеископ Филарет был возведен в сан митрополита в благодарность за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии. Архиепископом Филаретом был составлен, по поручению Императора Александра I, и тайно хранился в Успенском соборе Кремля манифест о назначении наследникомпрестола Великого Князя Николая Павловича; по смерти же Императора Алексиндра своими спокойными и продуманными действиями святитель способствовал тому, что присяга Николаю Павловичу прошла в первопрестольной без каких-либо волнений.
Проповедь митрополит Филарет считал неотъемлимой обязанностью епископа, и всякий раз, когда призывал к тому случай, святитель проповедовал. Слава проповеднического дара была постоянным спутником его служения, предваряя славу его на всех других поприщах.
Не сообразуясь с духом вольтерьянской эпохи, святитель решительно и недвусмысленно напоминал о внутренней независимости Церкви, о чем ярко свидетельствует следующий случай. Триумфальные ворота в Москве, воздвигнутые в честь победы над Наполеоном, среди прочего были украшены изображениями некоторых из языческих богов. Император Николай Павлович решил лично присутствовать на их открытии и освящении и послал за митрополитом Филаретом. Святитель молча выслушал приглашение флигель-адьютанта и ничего не сказал, но и не поехал. Император, узнав об этом, только приказал приготовить лошадей, и уехал в Петербург. Таким образом, открытие происходило в отсутствие Государя и митрополита. Полковой священник отслужил молебен, и участие Церкви в этом торжестве тем и кончилось. Поэтому неудивительно, что с 1841 года и до конца жизни, оставаясь по титулу членом Синода, митрополит ни разу не приглашался принять участия в его заседаниях в Петербурге.

К его мудрому слову прислушивались императоры и князья, министры и губернаторы, поэты и писатели. Так по просьбе царя Александра II святитель составил текст манифеста 1861 г. об отмене крепостного права. А великого нашего поэта А. С. Пушкина в трудную минуту жизни святой Филарет духовно поддержал и ободрил:

Поэт

Святитель

Поэт

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена...

Не напрасно, не случайно
Жизнь судьбою мне дана;
Не без правды ею тайно
На тоску осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из тайных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждутся Тобою
Сердце чисто, светел ум.

...И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном трепете поэт.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о влиянии митрополита Филарета на позднее творчество Н.В.Гоголя. В особой тетради, в которую в 1844 году Гоголь стал делать регулярные выписки из творений святых отцов и сочинений современных ему духовных писателей, немалое место отведено отрывкам из слов московского святителя.

Верующий народ почитал митрополита Филарета как замечательного пастыря, милосердного и сострадательного к нуждам и бедам ближних. По его молитвам многие люди находили утешение в скорбях и получали исцеление от недугов.
Святитель Филарет любил свой родной город и никогда не порывал связи с ним. В Коломне он часто бывал, совершал богослужения, проповедовал, освящал храмы. Находясь в столице. Владыка Филарет внимательно наблюдал за духовной жизнью нашего города и руководил ею.
Портрет митрополита Филарета 19 ноября (2 декабря) 1867 года святитель земли Русской преставился ко Господу. В 1995 году митрополит Филарет (Дроздов) был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Мощи его почивают в Троице-Сергиевой Лавре.

Молитвами святителя Филарета да сохранит Господь наш город и всю землю Русскую на многая и благая лета!

Ежедневная молитва Господу Иисусу Христу

Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отвесто.
Ты зриши нужды, которых я не зная. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Бдагоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами.
Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись.

Аминь.

По книге священника Максима Козлова
"ФИЛАРЕТА митрополита Московского и Коломенского ТВОРЕНИЯ"


В начало страницы